четверг, 28 января 2016 г.

Какой спорт тренеры выбирают для СВОИХ детей? Часть 4

Часть 4. Тактика активного поиска.

Автор статьи: Гончаренко З.Н.

Прежде чем приступать к практике, не лишним будет ознакомиться с теорией, изложенной в статьях «Какой спорт тренеры выбирают для СВОИХ детей» Часть 1 и Часть 2. Внимательно прочтите Часть 3, которая называется «Как совершить выбор вида спорта», т.к. я буду ссылаться на этот материал.

Часть 1.Классификация спорта по характеру воздействия на организм
Часть 2.Самое лучшее для спорта время
Часть 3.Как совершить выбор вида спорта
Часть 4.Тактика активного поиска
Часть 5. Спортивная медицина

В книге "Физкультура и спорт для самых маленьких" С.А. Пономарев пишет: Ребенок не может правильно развиваться без достаточной физической активности. Задача родителей - стимулировать движения ребенка. Надо учить не сидеть, а садиться; не стоять, а вставать самому, держась за опору; надо учить ребенка тянуться и брать предмет, а не ждать, когда его подадут взрослые.

Такой подход стимулирования ребенка не распространяется только на его двигательные возможности. В связи с тем, что двигательные центры в мозге находятся в тесном соседстве с речевыми, слуховыми, анализаторными и прочими центрами, то уделяя внимание движениям, можно сказать, родители занимаются ранним развитием. 
  •      1. Начало поиска с 2-3 летнего детского возраста. Что может продемонстрировать ребенок в этом возрасте? Очень многое говорит то, как ребенок ходит. Как он пользуется своими ножками. В этом возрасте очень важно научиться хорошо ходить.

Призываю родителей не возить детей в детские сады и школы на машинах. Пожалуйста ходите – ПЕШКОМ!  Катайте на колясках и санках, если вы в этот день торопитесь. Найдите время на ежедневную пешую прогулку. Прогулка должна представлять собой пеший поход в таком темпе, который не несет изменений в сердечном ритме, т.е. нагрузка прогулочная. Пешая продолжительная разовая работа ребенка не должна быть больше 4 минут, затем отдых (посадить на санки, коляску), затем можно повторить по желанию ребенка.
Что ребенок получает от пеших тренировок:
  • ребенок быстро учится владеть телом (это хорошая координация);
  • ребенок осиливает прогулки все легче и легче (это сила и выносливость);
  • ребенок регулярно в любую погоду и зимой и летом гуляет пешком (это тренировка дыхательной системы, адаптация к высоким и низким температурам);
  • ребенок во время прогулки получает общение, учит названия птичек, деревьев, травок и пр. (познавательная составляющая), учится гулять разнообразно: перешагивать лужи, перепрыгивать палочки, трещинки на асфальте (прыжковая и ударная нагрузка). Давайте ребенку бегать.
Ребенок учится ходить. К чему это приведет: пройтись пешком для него не наказание, а удовольствие. У ребенка сильные ноги, сильная спина, сильный голеностоп и свод стопы. В большинстве случаев искривление позвоночника, это результат слабых мышц спины; плоскостопие – результат слабых мышц стопы.

  •             2. Поиск в 3-5 летнем возрасте. Ребенок учится хорошо ходить не только по прямой дорожке, но и по ступенькам. Теперь надо учиться бегать, прыгать, перелезать, пролезать, карабкаться. Если ребенок хорошо ходит, то и бегает он без падений. 4-х летний малыш отличается хорошей пластичностью (гибкостью). С 3,5 лет можно рассматривать секции гимнастики и фигурного катания. с 4-5 лет приглашают в синхронное плавание. Это связано с тем, что гибкость обусловлена мягкими костями и связками. Чтобы это благоприятное качество не "заросло" тренеры занимаются гибкостью, координацией, хореографией.
С 5-6 лет можно планировать бассейн. Научиться плавать желательно до 1 класса. В школе на это может не хватить времени. Плавание, это разобщенная работа ног и рук. Плавание не дает жестких нагрузок на связочный и суставной аппарат. Плавание улучшает координацию, выносливость, силу. Не ищите малые ванны, где воды «по колено». Обычный бассейн с глубиной ванны 2 и более метров подойдет. В бассейне детская группа должна быть обеспечена универсальным инвентарем: ласты, жилеты, нарукавники, плавательные дощечки.

Детский фитнес - очень хороший вариант, если он основан на упражнениях ОФП (общая физическая подготовка) и музыкально-ритмическом воспитании. Вообще музыка и ритм в этом возрасте воспринимается детьми настолько хорошо, что некоторые специалисты считают 5-6 лет - временем хорошего усвоения иностранных языков (язык - это звук, музыка, разнообразный ритм).

Чего быть не должно: в этом возрасте не должно быть циклической работы как спортивной тренировки (нет бега, нет изнуряющего плавания ...). Циклическая работа может быть в объемах, достаточных для небольших пробежек, обучению плавания, т.е. для формирования проприорецепторов (механорецепторов).

«Физические нагрузки в сочетании с рациональным питанием – необходимое условие для нормального роста костей. Физические нагрузки главным образом влияют на ширину, плотность и прочность кости, практически не оказывая никакого воздействия на ее длину». (Уилмор, Костил: «Физиология спорта и двигательной активности»).

Об обуви. Некоторые специалисты против ношения ортопедической обуви маленькими детьми «для профилактики». Они приводят весомый аргумент: во время формирования свода стопы важно уделять внимание достаточной двигательной активности. Ходьба и бег укрепляют свод, а ортопедические «подушечки» облегчают хождение, забирая на себя часть нагрузки. Мы увеличиваем нагрузку не для того, чтобы потом отдавать ее ортопедической обуви. Однако, если врач рекомендует ношение такой обуви, не сопротивляйтесь, ведь стопа может иметь искривление (завал пятки внутрь или наружу, косолапость и пр).

Интересные факты о неусидчивостиКонтрольный вопрос: Почему дети быстро устают от сидения и с удовольствием бегают?

  • Рост мышечной ткани происходит за счет утолщения мышечных волокон, однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению. Дети во время сидения затрачивают больше усилий (по сравнению со взрослыми) и производят значительную мышечную работу, так как учатся преодолению неустойчивого равновесия.
  • Сидение для ребенка - акт статического напряжения, а не отдых (в отличие от взрослых). Известно, что равновесие гораздо легче соблюдать в движении. 

  • 3.    Поиск в 6-8 летнем возрасте. Ребенок продолжает много ходить ПЕШКОМ. Ребенок плавает в бассейне, занимается в гимнастическом зале – закрепляет полученные навыки. Пора добавлять что-то еще. Тут вы можете выбирать из большого списка. Мальчики и в особенности девочки могут попробовать единоборства для маленьких (айкидо, дзюдо, самбо и пр.). Девочки и в особенности мальчики сходите в танцы. Специалисты рекомендуют группы ОФП (общая физическая подготовка), группы для маленьких при ДЮСШ (например, по хоккею с шайбой или при школе фигурного катания, можно другие).
Одно условие: в такой секции (группе по карате или танцам) должна быть разработана программа. Важно понимать, что во всех секциях в этом возрасте: и в единоборствах, и в танцах, и в хоккее, программы будут приблизительно одинаковы. На 70-80 % в программе присутствует упражнения ОФП, на 30-20 % разные подвижные игры и игры с элементами выбранного вида спорта. Кстати, везде детям дают упражнения на растяжку.

«Общая физическая подготовка (ОФП) должна повышать общий уровень функциональных возможностей организма путем воспитания работоспособности, разносторонне стимулировать развитие выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей, систематически обогащать фонд двигательных навыков и умений спортсмена». (Матвеев: Теория и методика ФВ). Посещение секции дает ребенку обогащение фонда движения, увеличивает объем разнообразных умений, а не уводит в специализацию, обедняя двигательные навыки.

В рассматриваемом возрасте много времени, чтобы попробовать разные виды (танцы, борьбу, гимнастику, игровой вид), но желательно около 6 месяцев продержаться в каждой секции. Почему? Потому, что родители должны успеть сделать свою «родительскую работу».

«Работа родителей» заключается в том, чтобы познакомиться с тренером, договориться с ним о проведении «открытого урока» к концу 6-ти месячного срока посещения вашим ребенком секции. На этом открытом уроке родители должны посмотреть на ребенка. Не будьте слишком критичны к тренеру. Если у вас есть возможность присутствовать на тренировках, делайте так, чтобы вас было не видно и не слышно. Смотрите внимательно на своего ребенка. На что обращать внимание:

  • как ребенок усвоил программу за 6 месяцев. Ребенок должен хорошо разбираться в структуре тренировки: когда и что делается, куда все идут, какой инвентарь берут, по какой траектории бегают, когда можно уйти с поля, когда попить воды и др. Ребенок должен правильно выполнять упражнения, не запинаться, не подглядывать за другими, выполнять задание четко, старательно, не отвлекаться.
  • обычно в программе присутствуют упражнения: хождение на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы, передвижение в приседе, передвижение выпадами, боком, спиной вперед, высоко поднимая колено и прочее. Во всем этом многообразии родители должны отследить, как ребенок ставит ногу на опору (пол): не косолапит, не заваливает во внутрь и наружу. При передвижении «как балерина» или «как медведь» (носки вывернуты наружу или внутрь) дети могут не до конца поворачивать стопу. Все эти отклонения вы должны зафиксировать и озвучить хирургу. В этом возрасте легко можно вылечить легкую асимметрию (с помощью массажа и комплекса ЛФК).
  • часто в программе присутствует комплекс на координацию. Дети начинают учиться прыгать на прыгалках, кувыркаться, лазать, выполнять упражнения на баланс. Родители должны сравнить способности своего ребенка с остальными детьми. Координация – способность, которую можно развить. Если координация вашего ребенка вам кажется недостаточной, попросите тренера дать задание на координацию на дом. Есть куча веселых упражнений с теннисными мячами, упражнения на балансирование и пр. Однако, помните: «Улучшение координации движений, чувства равновесия и ловкости происходит по мере совершенствования нервной системы». (Уилмор, Костил: «Физиология спорта и двигательной активности»)
  • силовая составляющая тренировки должна присутствовать в умеренном объеме, но не отсутствовать. На силу обращайте внимание, но дома можно ничего особо не добавлять (при условии, что тренер не дал домашнего задания). Иногда вместе с ребенком повторяйте упражнения из силового тренировочного комплекса. Это будет ваша демонстрация внимания к занятиям ребенка.
  • игровой блок (танцевальный, борцовский и т.д.) родители смотрят для того, чтобы понять, как ребенок ведет себя в группе детей. Какую роль он играет. Здесь вы смотрите по тем параметрам, которые описаны в Части 3 исследования.
  • в дошкольном возрасте, когда формируется осанка, необходимо при первых признаках ее нарушения (сутулость, округлая или плоская спина, торчащие лопатки, выпяченный живот, слегка согнутые при стоянии ноги) обратиться к педиатру. Поначалу все эти дефекты можно устранить.
Какая тренировочная нагрузка должна быть? Количество тренировок в неделю устанавливается индивидуально. Мне кажется, не стоит планировать более 2-3 тренировок: это может быть 1-2 тренировок в бассейне (обычное плавание), 1-2 тренировок ОФП. Не надо давить на ребенка. Лучше что-то пропустить, чем довести до слез. Движение должно приносить радость и удовольствие.

Наблюдение за детьми во время занятий может быть полезно. Если ребенок охотно и с удовольствием выполняет координационно сложные упражнения и если при этом он отличается небольшим ростом, то имеет смысл попробовать ему заниматься спортивной гимнастикой. Ребенку, который легко осваивает технику плавания, любит плавать, целесообразно попробовать себя на водной дорожке. Гимнастика, плавание, фигурное катание - виды спорта, специализация которых начинается в младшем школьном возрасте. Для других видов спорта время выбора еще не наступило. Важно продолжать развивать и укреплять физические качества и координационные способности детей, преждевременная же их специализация будет грубой ошибкой. (С.А. Пономарев. Физкультура и спорт для самых маленьких).

Еще несколько напоминаний: 1) ребенок сам собирает сумку в секцию (задача родителей – проверить), 2) старайтесь выбирать секцию так, чтобы можно было ходить до нее пешком.

  • 4.    Поиск в 8-9 летнем возрасте. Возраст, когда записываются в спортивную школу. К этому возрасту ребенок может сам решить какой вид спорта ему по душе. Часто детям нравится то, чем они заняты в настоящее время. Считаю, что знакомство с другими видами обогатит опыт и расширит границы. Но без фанатизма.
Среди прочих видов спорта ребенок выберет тот, где ему веселее всего. Часто игровые виды бывают более привлекательны. Ошибочно думать, что циклический спорт – это беготня по кругу. Например, тренировка по легкой атлетике обязательно включает игры и веселые соревнования. Для юного спортсмена основы легкой атлетики знать надо. Каким бы видом спорта ребенок ни занимался, надо уметь правильно бегать и иметь выносливость. Не даром говорят: «Легкая атлетика – королева спорта».

Бывает, что ребенок может «подружиться» со спортом сразу, а бывает, никак не идет или дружба вдруг пропадает. Чтобы понять, что не так, надо разобраться с видами спорта. Спорт вырос из детских игр, поэтому обязательно найдется такая игра, которая понравится будущему чемпиону.

Каждый вид спорта отличается от другого по составу соревновательных действий: 
- с ведением борьбы с 1) непосредственным контактом соперников и преодолением сопротивления (единоборства, футбол, хоккей, баскетбол и пр.), 2) опосредованный контакт игроков (бадминтон, фехтование, теннис, гольф), 
- соревнование без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика, ракеточный спорт); 
- борьба со специальными падениями (волейбол, хоккей с шайбой, единоборства), 
- борьба, где падения не предусмотрены.

Будущий атлет должен определиться, как ему нравится соревноваться: отвечать только за себя (виды спорта, где спортсмены обособлены друг от друга) или завоевывать командный трофей (виды спорта, где интересы команды на первом месте). В некоторых видах спорта возможен и тот и другой вариант (бег и эстафетный бег, прыжки в воду одиночные и в паре, ракеточные виды спорта одиночные и в паре).

Классификация видов спорта по типу противостояния, сгруппированная по составу физического действия.
Тип
Группа
Виды спорта
Индивидуальное противостояние
Соревновательная цель: показать лучший результат (самую высокую скорость перемещения, лучшую физическую силу, технику).
Скоростно-силовые
А. Прыжки легкоатлетические (13-14)
Б. Метания (копья, диска, молота, толкание ядра) (14-15)
В Поднимание тяжестей (тяжелая атлетика) (10-13)
Г. Спринт (легкоатлетические и другие упражнения циклического характера максимальной мощности), спринтерский бег (10-13), лыжный спринт (12-14), плавание (специализация 10-13)
Циклические «на выносливость»
А. Субмаксимальной мощности: бег на средние дистанции (10-13), плавание на 100-400 м (10-13), ходьба, лыжные гонки (12-14), бег на коньках (10-13), гребля (11-14), велоспорт (13-15)
Б. Большой и умеренной мощности: бег на 3-5 км и более (14-16), плавание на 800 м и более (специализация 10-13)
Горнолыжный спорт
Слалом и скоростной спуск на лыжах (специализация 12-14)
Двоеборье и многоборье с однородным содержанием
А. Однородные многоборья: конькобежное четырехборье, горнолыжное троеборье и др. (13-15)
Б. Разнородные двоеборья и многоборья (легкоатлетические пятиборье и десятиборье и др. (13-15)
Многоборье с периодически обновляемым содержанием
«Спортивные искусства» одиночное исполнение: спортивная и художественная гимнастика (7-8), акробатика, фигурное катание на коньках (7-9), прыжки в воду (10-11)
Реакция
Реакция и опережающие действия: мотоспорт, автогонки
Игровые. Совокупность двигательных действий, объединенных «сюжетом». Характерно комплексное проявление основных физических качеств в условиях постоянной и внезапной смены ситуаций.
Спортивные единоборства
А. фехтование (12-14)
Б. бокс (13-15) и борьба (10-13)
Спортивные игры бесконтактные
А. Игры, характеризующиеся интенсивностью, относительной непрерывностью и длительностью участия в состязании: ракеточные виды спорта: бадминтон (10-12), теннис большой (9), теннис настольный (14-15)
Б. Игры, характеризующиеся малой интенсивностью: гольф, биллиард
В. Напряжение ЦНС при малых физ нагрузках: шашки, шахматы
Командное противостояние
Соревновательная цель: показать лучший результат (самую высокую скорость перемещения, лучшую физическую силу, технику).
Циклические на выносливость
А. Субмаксимальной мощности: гребля в команде
Многоборье с периодически обновляемым содержанием
«Спортивные искусства» в парном и командном исполнении (акробатика, спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, синхронное плавание, прыжки в воду)
Игровые. Совокупность двигательных действий, объединенных «сюжетом». Характерно комплексное проявление основных физических качеств в условиях постоянной и внезапной смены ситуаций
спортивные игры бесконтактные
В парном исполнении. Игры, характеризующиеся интенсивностью, относительной непрерывностью и длительностью участия в состязании: ракеточные виды спорта: бадминтон (10-12), теннис большой (9), теннис настольный (14-15)
спортивные игры – состязания команд
А. Игры, характеризующиеся относительной непрерывностью и длительностью участия в состязании:
Волейбол (10-13), водное поло (10-12), гандбол (10-13), хоккей на траве, футбол (12-15) и др.
Б. Игры, характеризующиеся повышенной интенсивностью и возможностью периодического выключения участников из процесса игры: баскетбол (10-12), хоккей с шайбой (10-12), бейсбол (10-12) и др.
Классификация носит в себе некоторые условности.

Можно рассмотреть эту классификацию в сочетании с таблицей из Второй части исследования «Возраст начала занятий выбранным видом спорта». В таблице в скобках после каждого вида спорта проставлен возраст начала занятий спортом (НЕ минимальный возраст зачисления в ДЮСШ). Возраст, когда при хорошей двигательной базе и развитых физических качествах ребенок может прийти в спорт и при должном усердии добиться успеха (по мнению Тудор Бомпа).  

Тем, кому интересно, можно рекомендовать легко читаемую книгу:
«Подготовка юных чемпионов», Тудор О. Бомпа, профессор йоркского университета (Торонто, Канада) Москва АСТ. Астрель 2003.

Почему так поздно ребенок может начать занятия? Потому, что есть такое понятие как сенситивный (сензитивный) период (физическая и психическая сторона периода) в жизни человека. Оставляю читателю изучение этой темы «на дом». Хорошее знание сенситивных периодов, первая ступенька к профессии педагога, психолога, тренера и пр.

В данном цикле статей не раскрыт вопрос профессиональности тренерского персонала. Это сделано намеренно.

Бытует мнение, что тренеры своих детей приводят к себе в секцию и «лепят» из них чемпионов. Иногда тренер, как любой родитель проходит весь путь поиска секции, но часто его дети играют в «родной» секции. Это происходит из-за того, что детям нравится то, с чем они знакомы (этот вопрос поднимался в п. 4 настоящей части исследования). Тренер часто приводит своих детей на свою тренировку из-за того, что как родитель не располагает временем водить ребенка куда-нибудь еще (рабочий график тренера не совпадает со стандартным графиком служащего или клерка).
Часто бывает, что дети тренера занимаются в абсолютно другом виде спорта. Это не говорит о том, что тренер плох как профессионал, просто поиск секции прошел успешно и его дети нашли что-то для себя.

Какой бы путь поиска спортивной секции не прошел ребенок, он будет до старости вспоминать, в каких видах он себя попробовал. Как он танцевал и боролся на татами, как бил по волану, как кидал мяч через сетку или в кольцо. Он будет иметь представление о спорте, сможет в зрелом и старшем возрасте определиться и найти себе спортивный коллектив, получать удовольствие и не терять здоровье. 

Профессиональный спорт – это не весь существующий спорт, есть еще и доступный серьезный любительский спорт.

Желаю успеха в поиске. Этот путь надо пройти, получая удовольствие от того, что можно узнать что-то новое.

Пожалуйста не останавливайте свой поиск в детстве, растяните его на всю жизнь. Во взрослом возрасте можно найти свой спортивный любительский коллектив.

Комментариев нет:

Отправить комментарий