среда, 27 января 2016 г.

Какой спорт тренеры выбирают для СВОИХ детей? Часть 3.

Часть 3. Как совершить выбор вида спорта.

Автор статьи: Гончаренко З.Н.

Часть1 и Чась2 исследования содержат анализ спорта по своему влиянию на ССС и ОДА, выявлен оптимальный возраст начала занятий спортом. Теперь теоретические знания применим на практике.

Часть 1.Классификация спорта по характеру воздействия на организм
Часть 2.Самое лучшее для спорта время
Часть 3.Как совершить выбор вида спорта
Часть 4.Тактика активного поиска
Детский спорт в нашем городе разнообразен. Есть спортивные школы по олимпийским видам спорта и по неолимпийским видам, спортивные секции при спорткомитете, частные школы, секции и группы. Также есть спортивные секции в общеобразовательных школах.

Хотя уроки физической культуры в общеобразовательных школах должны давать общее представление о видах спорта, технике выполнения упражнений, научить играть в игровые виды по упрощенным правилам и пр.; уроки, к огромному сожалению, организованы в условиях переполненности школьного спортивного зала. Учителя по физической культуре вынуждены выбирать: либо безопасность, либо информационная и двигательная насыщенность. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что школьный минимум по физической культуре будет выполнен.  

В 2012 году мы с дочерью, ученицей 4 класса разрабатывали школьный проект на тему «Где живет мой спорт». Конкурсная работа к 75-летию города Электросталь не получила никаких призов, но собранная информация в этой статье будет весьма кстати.

Список спортивных школ, секций и групп в г. Электросталь (по состоянию на 2012 год).http://badminton-kids.blogspot.ru/2016/01/2012.html

Как подойти к грамотному выбору?

  • Прежде чем решать каким видом спорта ребенок будет заниматься, не лишним будет поинтересоваться у него самого. Как это сделать, если он еще маленький? Важно понаблюдать за характером ребенка. Надо выяснить есть ли у ребенка преимущественное проявление какого-либо физического качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), или психического качества.

В каких детских играх и состязаниях ребенок охотно принимает участие? Есть дети, которые любят вступать в физический контакт (любят толкаться, участвовать в «свалках», завоевывать мяч или санки и пр.). Есть дети, которые не любят контакты (тактика: наблюдение со стороны; кататься на качелях, пока все лезут на карусели, и т.п.). Есть дети, которые с удовольствием бегут «сломя голову» не важно куда, лезут на гору снега снова и снова без цели соревнования, а просто так. Есть дети, которые не замечают падения, а есть очень осторожные дети (возможно разный порог чувствительности боли). Многие дети рано начинают ловко кидаться снежками, точно ловить и кидать мячик партнеру и пр. Кто-то любит бассейн, а кто-то настольные игры…

Классификация психических качеств по компонентам.
Компонент
Характеристика
Поведенческий
характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер (ответственность, добросовестность, эгоцентризм, демонстративность, завышенная самооценка). В целом это отражение энергетического потенциала спортсмена.
Мотивационный
характеризует внутренние условия психической деятельности. Он состоит из: интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций (соревновательная мотивация, потребность в одобрении, потребность в достижении цели).
Интеллектуальный
обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Включает: психомоторику, специализированные восприятия, оперативную память, внимание, мышление. Интеллектуальный компонент является ядром структуры личности спортсмена. Чем лучше развит интеллект, тем больше возможностей у спортсмена достичь вершин мастерства. Познавательная сфера (зрительные и мышечно-двигательные ощущения; восприятие времени, пространства, движения; концентрация внимания; память сенсомоторная, образная, эмоциональная; представление движения; наглядно-образное и действенное мышление, творческое мышление; невербальный интеллект).
Эмоциональный
обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Волевые качества (целеустремленность, выдержка и самообладание, смелость и решительность, волевой самоконтроль, склонность к риску), специальные спортивные эмоции (воодушевление, возбуждение, увлечение, честь и гордость, соперничество, страх, эмоциональная устойчивость, тревожность, стабильность – помехоустойчивость).
Коммуникативный
характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам
Гендерный
показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, феминность, андрогиния

Изучать своего ребенка нужно постоянно, без оглядки на возраст. Наблюдение и анализ. Еще раз анализ, а затем педагогическое воздействие (препятствующее, поддерживающее, нейтральное).

Если вы увидели в ребенке какие-то особые качества, ознакомьтесь с классификацией видов спорта по составу физического действия (см. «Какой спорт тренеры выбирают для своих детей. Часть 4).

Если качества не выявились, то хорошей стратегией со стороны родителей бывает стратегия выжидания. Но не пассивного ожидания, когда у ребенка прорежется интерес к спорту (сам собой интерес может прорезаться только к телевизору и видеоиграм), а тактика активного поиска. Об этом читайте в четвертой части исследования.

Надеюсь, эта информация была полезна.

Также на интересующую тему: "Проблема выбора спортивной секции" по ссылке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий