пятница, 22 января 2016 г.

Какой спорт тренеры выбирают для СВОИХ детей? Часть 1.

Часть 1. Классификация спорта по характеру воздействия на организм.

Автор статьи: Гончаренко З.Н.

Ко мне часто подходят родители и задают одни и те же вопросы относительно выбора спортивной секции. На многие вопросы можно дать простые ответы, а некоторые требуют подробного изложения теории. По вопросу выбора детской секции можно обратиться к хорошему тренеру, умеющему произвести грамотный отбор в спортивную секцию, знающему сенситивные периоды развития организма и физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость или координация) детского организма и многое другое. Также нужно обратиться к врачу, который по состоянию здоровья перечислит чем ребенку нельзя заниматься. А можно начать с прочтения данного цикла статей.

Часть 1.Классификация спорта по характеру воздействия на организм
Часть 2.Самое лучшее для спорта время
Часть 3.Как совершить выбор вида спорта
Часть 4.Тактика активного поиска
Часть 5. Спортивная медицина

Рекомендуемая литература:
«Подготовка юных чемпионов», Тудор О. Бомпа, профессор йоркского университета (Торонто, Канада) Москва АСТ. Астрель 2003.

Человеческий организм в детстве проходит самую активную стадию своего развития. Задача родителей, по моему скромному мнению, в области физического развития детей сводится к некоторым эгоистическим целям: потомство должно быть здоровым, чтобы не быть обузой и как можно раньше состояться как отдельная особь, не нуждающаяся в опеке. Также через потомство родители часто реализуют свои несбывшиеся стремления и текущие интересы. Это нормально! Любых родителей страшит то, что обездвиженность может сыграть с организмом злую шутку. Гиподинамия и гипокинезия ведет к недоразвитию сердечно-сосудистой системы, слабости мышечной обвязки внутренних органов, лишнему весу, плохо сформированному опорно-двигательному аппарату, плохо работающей эндокринной системе и др.

Предлагаю «кушать слона» т.е. разбираться с проблемой по частям. Чтобы определить, что для ребенка хорошо, надо разобраться как физическая активность влияет на организм, какая физическая активность существует, как определить физические предрасположенности ребенка, как совершить выбор вида спорта.

Начнем с классификации спорта по характеру воздействия на организм со стороны ССС (сердечно-сосудистой системы) и ОДА (опорно-двигательного аппарата).

Классификация видов спорта по характеру влияния на ССС (Mitchell J.)
Виды спорта
А. Низкодинамичные (< 40% МПК)
В. Среднединамичные (40-70 % МПК)
С. Высокодинамичные (> 70 % МПК)
I. Низкостатичные
(< 20 % МПК)
Боулинг, крикет, гольф
Настольный теннис, теннис (парный), волейбол, бейсбол
Бадминтон, спортивная ходьба, бег (марафон), лыжный спорт, сквош
II. Среднестатичные (20-50 % МПК)
Автогонки*, конный спорт*, ныряние*, мотоцикл.спорт*, гимнастика, каратэ\дзюдо, парусный
Прыжки, фигурное катание, кросс, бег (спринт)
Баскетбол, биатлон, хоккей, регби, футбол, кросс, бег на средние и длинные дистанции, фигурное катание, плавание, теннис, гандбол
III. Высокастатичные
(> 50 % МПК)
Бобслей*, водные лыжи*, тяжелая атлетика, метание ядра*, скалолазание*, виндсерфинг*
Бодибилдинг, борьба, скоростной спуск*, сноубординг*
Бокс, каноэ, велосипедный спорт*, десятиборье, гребля, конькобежный спорт, триатлон*
МПК – максимальное потребление кислорода
*повышенный риск синкопе (обморок).
Информация: Mitchell J., Haskell W.L., Raven P.B. Classification of Sports // J. Am. Coll. Cardiol. - 1994. - N. 24. - P. 864-866.
Источникhttp://medbe.ru/materials/obshchee/klassifikatsiya-vidov-sporta/?PAGEN_2=2
© medbe.ru

Преобладание нагрузок динамических (нагрузки в движении, например бег) или статических (нагрузки без движения, например "жим" штанги) сопровождается разными эффектами на сердечно-сосудистую систему, что и определяет прогноз у спортсменов в зависимости от исходного состояния. При динамических нагрузках (лыжи, бег, плавание...), происходит активное растяжение мышц, сопровождающееся усилением кровотока, повышением потребности миокарда в кислороде. Повышается ЧСС (частота сердечных сокращений), систолическое и среднее АД (артериальное давление), повышается сердечный выброс, снижается общее периферическое сопротивление. С течением времени такие изменения приводят к расширению камер сердца, что является основным механизмом адаптации сердца при систематических нагрузках динамического характера.

Статические нагрузки характеризуются изменением мышечного тонуса с изометрическим сокращением мышц. Характерным примером считается тяжелая атлетика. Изменения ЧСС выражены минимально, отмечается повышение как систолического, так и диастолического АД. Ударный объем и общее периферическое сопротивление не повышаются. Таким образом, при длительных статических физических нагрузках адаптация сердца выражается в гипертрофии миокарда без увеличения размеров полостей сердца. (источник: http://nn-tennis.ru/zanyatiya-sportom-pri-vrozhdennoy-patologii-serdtsa-u-detey-i-podrostkov/)
Некоторые примечания к таблице Митчела:
  1. Пульсовая нагрузка, а значит и работа сердца, в разных видах спорта значительно отличается. В таблице Митчела учитывалась работа сердца на соревнованиях. Не взяты в расчет тренировочные, эмоциональные и психологические нагрузки, которые также влияют на ССС. Порой, провести подобные измерения не представляется возможным.
  2. По вопросу внезапной остановке сердца (подвержены не только спортсмены) не лишним будет ознакомиться дополнительно. На сайте, посвященном спортивной медицине в строке поиска можно задать строку «внезапная остановка сердца, кардиология, внезапная смерть». http://www.sportmedicine.ru.
  3. Если в таблице нет интересующего вас вида спорта или иной двигательной активности (танцы), это не значит, что пульсовой нагрузкой в этих видах можно пренебречь.
  4. Имейте в виду, что характерно для спорта высоких достижений необязательно распространяется на любителей.
Не пугайтесь понапрасну и читайте далее, мы попробуем сделать из этого выводы и принять рациональное решение.

Классификация видов спорта по характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат (Егоров Г.Е.)
Нагрузка
Вид спорта
Показания к занятиям спортом
Осанка в норме
Осанка нарушена
Сколиоз 1 степени
Симметричная
Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика
+
+
+
Асимметричная
Акробатика в паре, бадминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание
+
+/- 
(противо-показана ранняя специали-зация)
-
Смешанная
Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей
+
+
+
Информация: Егоров Г.Е. «Классификация видов спорта по характеру их влияния на ОДА спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте // В сб.: Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. – Л., 1983. – С. 105-107
  1. Мнение многих тренеров, физиотерапевтов, массажистов и врачей сводится к тому, что абсолютно симметричной деятельности в человеческой жизни нет, а тем более в спорте. Пример: плавание будет несимметрично если забор воздуха проводить только с одной стороны; легкая атлетика различает толчковую и маховую ногу; лыжные гонки ассиметричны при некоторых ходах
  2. Асимметрией можно признать и непропорциональное развитие конечностей верхнего пояса по отношению к нижним. Примером могут служить физкультурники, которые увлекаются накачиванием рук без внимания на ноги. Неграмотно организованные тренировки могут «забыть» про руки у бегунов, футболистов, велосипедистов и т.д. Это вопрос к профессиональности составления программы тренировок.
  3. К ассиметричным и смешанным видам спорта относятся: игровые виды, борьба, многоборье, а также художественная гимнастика, фигурное катание и пр (см. таблицу). Хотя фигурное катание и художественная гимнастика и состоят из выполнения красивых вроде бы симметричных элементов: прыжков, прогибов, вращений. Однако, часто элементы идеально отработаны спортсменами только на одной ноге. Современные судьи повышают баллы за демонстрацию одного и того же элемента на правой и левой "стороне" тела.
  4. Вообще, гармоничное развитие организма – это отдельный вопрос. Пример: лыжная подготовка довольно симметрична, но нехватка ударных нагрузок (ведь лыжный шаг – это скольжение) делает лыжника неподготовленным в конце снежного сезона к обычному бегу. То же с пловцами, велосипедистами … Танцоры, не вздумайте расслабляться, танец, тоже спорт! Последнее время много детей состоят на учете у врачей с искривлением позвоночника, хотя эти дети активно занимались танцами. Это может быть в связи с тем, что во многих танцевальных коллективах не рассчитаны физические нагрузки, а если это так, то нет и плана развития каких-либо физических качеств. Танцы развивают гибкость и артистизм, а гибкость без развития силы – путь к травматизму. 
Баланс между силой и гибкостью. Регулярная тренировка гибкости позволит уменьшить тугоподвижность мышц, улучшить координацию, увеличить амплитуду движения в суставах. Тренировка силы может снизить риск небольших мышечных травм, поскольку более сильные мышцы лучше противостоят нагрузкам. Помимо укрепления мягких тканей (мышц, сухожилий, связок), тренировка силы повышает прочность костей, связок и суставов, тем самым повышая сопротивляемость механическим повреждениям.
Грамотно составленная тренировочная программа убирает многие минусы не только в таких симметричных, но и в асимметричных видах спорта. Например в бадминтоне, комплекс упражнений для разминки и силовой подготовки составлен равноценно на обе стороны. Специальные упражнения включают игру и упражнения неосновной рукой. Не стоит также отрицать, что объем игры правой рукой в бадминтоне несопоставимо больше, чем левой. Но это необязательно должно привести к травматизму.

Также нужно особое внимание обратить на оговорку о ранней специализации в спорте (Часть 2). Ребенок не должен слишком рано приходить в секцию и переходить на следующие этапы обучения. Возраст имеет огромное значение потому, что организм может быть не готов к нагрузкам не только физически, но и психологически. О ранней специализации читайте подробнее во второй части.

Надеюсь, эта информация была полезна. О том, как не опоздать и не прийти слишком рано - во второй части повествования.