Медики выделяют следующие группы здоровья:
Группа I
|
здоровые дети,
не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим
развитием, редко болеют
|
Группа II
|
здоровые дети,
с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие
отклонения в физическом развитии
|
Группа III
|
дети больные
хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми
заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность
|
Группа IV
|
дети больные
хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной
трудоспособностью
|
Группа V
|
дети больные
хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией
дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
|
В школе все школьники, на основании медицинского заключения, распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление врачом диагноза, с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
Медицинская
группа
|
Из письма МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
От 31 октября
2003 г. N 13-51-263/123
|
Основная
|
Дети из группы здоровья I, а также частично группы здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся
заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим).
Допустимые отклонения:
умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения
органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции,
уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие
астенические проявления.
Рекомендуются занятия в спортивных кружках и
секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП, с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях,
турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
|
Подготови-тельная
|
Дети II
группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную
физическую подготовленность, незначительные отклонения в состоянии здоровья (остаточные
явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую
стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации). Специальная цель
физического воспитания – повышение физ подготовленности до нормального уровня.
Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом
требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в
частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой
интенсивностью.
К занятиям
большинством видов спорта и
участия в спортивных соревнованиях
эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются
дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном
учреждении или в домашних условиях.
|
Специальная
|
Дети, чье состояние здоровья требует занятий
физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их
здоровья. Это не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой.
Правильно организованные физические упражнения детям специальной группы еще
нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к
специальной медицинской группе, являются обязательными и включаются в
структуру общей учебной нагрузки учащегося. Здесь очень важна роль родителей, которые
понимают объем и характер специальных физических нагрузок.
В
рамках специальной медгруппы выделяют: Подгруппу А и Подгруппу Б
|
Подгруппа А
|
Дети с отклонениями в состоянии здоровья
постоянного или временного характера (после травм и перенесенных
заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических
нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по
физической культуре в учебных заведениях (под руководством преподавателя
физической культуры) в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического
развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в
подготовительную группу.
|
Подгруппа
Б
|
Дети, имеющие значительные отклонения в
состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе
серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема
и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести
заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или
оздоровительного характера, под контролем квалифицированного педагога и
врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в
поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении, под
руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного
медицинского работника по индивидуальным программам.
|
Родителям детей, входящих в специальную группу здоровья необходимо вести обязательный контроль за состоянием здоровья ребёнка, за посещением необходимых уроков лечебной физкультуры и выполнением этих упражнений в домашних условиях.
Рекомендуемая литература:
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Спорт в
школе». Статья: Министерство образования РФ:
http://spo.1september.ru/2005/06/28.htm
Нормативные правовые документы и методические материалы
При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные
правовые документы и методические материалы:
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007
г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
3. Приказ Министерства
здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской
Федерации от 30 июня 1992 г. N 86/272 "О совершенствовании системы
медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях".
4. Приказ Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 337 "О мерах
по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной
физической культуры".
5. Приказ Министерства
образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской
Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической
культуре и спорту, Российской академии образования от 16 июля 2002 г. N
2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в
образовательных учреждениях Российской Федерации".
6. Приказ Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 "О
комплексной оценке состояния здоровья детей".
7. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N
189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях".
8. Методические рекомендации "Организация занятий по физическому
воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе"
(письмо Министерства здравоохранения СССР от 22 февраля 1980 г. N 08-14/1-14).
9. Методические рекомендации "Врачебный
контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в
общеобразовательных школах" (письмо Министерства здравоохранения СССР от
27 декабря 1984 г. N 11-14/30-7).
10. Письмо Министерства образования
Российской Федерации от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/123 "Об оценивании
и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе для занятий физической культурой".
11. Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии
здоровья, Министерство здравоохранения СССР, 1986.
12. Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными
к специальной медицинской группе, Министерство здравоохранения РСФСР, М., 1984.